Музей "ИСТОК"

Руководитель

14.09.2021

Лазарева Людмила Владимировна

8(49234)5-84-73

Цель

14.09.2021

Сохранение исторической памяти и наследия предков,  воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, формирование ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны; развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей и укрепление нравственных позиций учащихся через изучение истории малой Родины.

Задачи

14.09.2021

1. Продолжать проведение поисковой работы в целях пополнения фонда школьного музея.

2. Оказывать помощь обучающимся в раскрытии своих способностей, реализовывать их в различных видах исследовательской деятельности.

3. Развивать информационно-коммуникативные способности обучающихся, воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

4. Приобщать обучающихся к общественно-полезной работе по охране памятников истории и культуры.

5. Продолжать работу по освоению обучающимися правил оформления и хранения экспонатов музея.

6. Внедрять информационно-коммуникативные технологии в программу работы музея.

Краткая характеристика основного фонда

14.09.2021

Основой для создания школьного музея послужил большой краеведческий материал, собранный учащимися школы, начиная с середины 60-х годов XX века. Работа по созданию школьного музея началась в конце 90-х годов XX века. Идея создания музея в Борис-Глебской школе принадлежит учителю истории и краеведения Любови Николаевне Паниной. Из членов исторического кружка, был создан совет музея, который возглавила учащаяся школы Комарова Аня. Совет музея провел работу в классах, каждому классному коллективу были даны поисковые задания, учащиеся были снабжены необходимыми рекомендациями. В результате этой работы в 2001 году был открыт школьный краеведческий музей с четырьмя разделами:

  • историческое прошлое села;
  • история колхоза и школы;
  • наше село в годы войны;
  • сельский быт.

В процессе работы был собран этнический и краеведческий материал.  В музее находилось около десятка экспонатов старины и несколько стендов. 

На данный момент музей располагает основным и вспомогательным фондами. Количество экспонатов: 123, из них подлинных 98. Музейные материалы размещены по определенному разработанному плану. Собранные экспонаты соответствуют профилю музея. Фондовая работа в школе включает две непрерывно связанные между собой цели: сохранение и пополнение музейного фонда, и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности. Материалы основного фонда представлены вещественными памятниками - это: 

  1. орудия труда: кованый топор, серп, секира, нож от бесколесной сохи;
  2. предметы домашнего обихода и утварь: мебель, посуда, маслобойка, сито, утюги, самовар, ухваты, медный колокольчик, врубели, ческа, прялка, сундук, ручная швейная машинка, керосиновая лампа, подсвечник и другие предметы;
  3.  предметы прикладного народного творчества: вышивки, занавески, воротнички, рушники;
  4. письменные материалы: печатные издания в виде журналов, газет, книг; 
  5. изобразительные материалы: картины, фотографии, значки, медали, марки;
  6.  материалы нумизматики: монеты, бумажные деньги, облигации;
  7. документы: паспорт, комсомольские билеты, профсоюзные билеты, партийный билет, удостоверения, мандаты;
  8. армейские атрибуты: солдатский ремень, пилотка, сапоги, значок красногвардейца;
  9. комсомольские и пионерские атрибуты: отрядные флажки, знамя дружины, пионерский значок, пилотки, горн, вымпел;
  10. фотографии и документальные материала по истории села Борисоглеб;
  11. фотографии и документальные материалы о развитии народного образования на селе;
  12. альбомы: «Село Борисоглеб и его окрестности», «Современное производство в селе Борисоглеб», «Красивый фасад и цветущий палисад», «Золото куполов», «Миниатюры тонкий мир», «Теплота деревянных узоров», «Я по жизни с гармошкой иду», «Дети и молодежь – будущее села»;
  13. школьные грамоты;
  14. фотоматериалы и документальные письма по истории 32-й стрелковой дивизии.
 

Материалы вспомогательного фонда, созданные для замены подлинных памятников:

  1. материалы элементов крестьянской избы;
  2. материалы для пояснения истории и хронологии развития села;
  3. летопись села Борисоглеб;
  4. исследовательские работы учащихся школы по истории села;
  5. материалы экскурсий по музею;
  6. фотографии и исследовательские работы о ветеранах Великой Отечественной войны;
  7. материалы экскурсий по экспозиции музея;
  8. вырезки из газет по истории села;
  9. воспоминания жителей села, ветеранов;
  10. письма, открытки;
  11. поэзия ветеранов Великой Отечественной войны;
  12. фотоальбом школьного музея.

Ежегодно Совет музея предлагает каждому классному коллективу поисковое задание. Разрабатываются памятки с рекомендациями по его выполнению. В качестве актуальных заданий выделяется три направления: семья, школа, родной край. Лучшие нравственные качества учащимся можно привить через осознание значимости места своего проживания, любви к семье, природе, людям, живущим рядом с тобой, на твоей малой Родине. Вот примеры заданий: «Собрать сведения о выпуске … года», «Собрать материал по истории улицы …», написать сочинения на одну из тем «Старая фотография», «Судьба семьи в истории страны», «История колхоза и моя семья», «Моя семья в Великой Отечественной войне». Усиление внимания к семейному наследию – важнейшая задача краеведения. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, об их вкладе в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны, восстановлению хозяйства в послевоенный период. Занимаясь поисковой работой, дети глубже узнают свой край, теснее сближаются с родными. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера - руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребёнка к активной жизни в обществе.

Значимые и ценные экспонаты

14.09.2021

Особое место в экспозиции музея занимает стенд, посвященный Краснознаменной Верхнеднепровской ордена Суворова 2-й степени 32 стрелковой дивизии. В МБОУ Борис-Глебская СОШ долгое время работал учителем математики житель села Борисоглеб, участник войны - Осипенко Иван Нестерович. Сам он был лейтенантом и находился в составе данной дивизии. По его инициативе учащиеся  школы и начали поиск информации о бойцах и командирах дивизии. На стенде представлены фотографии, документы, письма относящиеся к боевому пути 32 Краснознаменной стрелковой дивизии под командованием Виктора Ивановича Полосухина.

 В школьном музее собран этнический и краеведческий материал, здесь хранятся экспонаты старины, находятся стенды, посвященные истории села, школы, большой раздел экспозиции музея посвящен ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла. Учащиеся школы вплотную занимаются изучением родного края, ведут поиск краеведческого материала, интересуются народными традициями. Богатый и интересный материал оформляется в альбомы, стенды, выставки. К старым экспонатам добавляются новые. Активисты школьного музея участвуют в творческих и исследовательских проектах, являются ежегодными победителями и призерами слета активистов школьных музеев, конкурса исследовательских краеведческих работ «ОТЕЧЕСТВО», принимают активное участие в оформлении тематических стендов и экспозиций.

Одним из основных направлений деятельности музея по прежнему остается  экскурсионное. Тематика экскурсий разнообразна, чаще всего связана с определённым периодом. Например, сентябрь – «Уголок России - отчий дом» (из истории села), «Уходили в поход партизаны». Октябрь – «Родная школа – начало начал» (из истории школы), «Выдающиеся выпускники»… Ноябрь – «Победные дни России» (о Днях воинской славы), «И мужество, как знамя пронесли». Декабрь – «В 16 мальчишеских лет», «Они победный путь к Берлину открыли битвой за Москву». Январь – «Непокорённый Ленинград». Февраль – «Это железный русский солдат, он защищал Сталинград», «Чечня болит в душе моей», «Время выбрало их» (о выпускниках – участниках Афганской войны). Март – «В серые солдатские шинели наряжала девушек война». Апрель – май – «Уходили из детства ребята в 41-м далёком году», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны», «Он там, на Эльбе, далеко от дома, дошёл до края самого земли» и другие.

На базе музея создана группа экскурсоводов, которые учатся искусству проведения экскурсий, в качестве лекторов направляются в классы, где проводят беседы с использованием музейных материалов. 

На сегодняшний день в музее представлены экспозиции:

История села БорисоглебХочу такой сайт

В экспозиции представлена информация о селе Борисоглеб. Это село старинное с богатой интересной историей, поэтому самым большим разделом является "Историческое прошлое села". Здесь представлен материал о церкви Рождества Христова, построенной в XVII веке. В школьном музее собран и хранится материал по истории организации колхоза. Особое внимание здесь уделено и истории школы, открытой еще в 1896 году. Этот раздел имеет не только сведения об образовании на селе, но и большой материал по истории детского движения, начиная с 30-х годов: образование пионерской и комсомольской   организаций, о первых пионервожатых села – Маркелове Иване Егоровиче и Моржакове Василии Ивановиче, записи воспоминаний первых пионеров.

История быта нашего села

В школьном музее представлены предметы быта и старинная утварь: керосиновые лампы, самовары,   крынки, горшки, чугунки,  чашки, ложки, одежда и бытовые принадлежности... Все то, чем в своё время пользовались наши предки. Данная экспозиция дает представление о жизни, занятиях сельского населения конца XIX - начала XX веков.

Село в годы войны

На стендах школьного музея - списки погибших односельчан в годы Великой Отечественной войны. Отдельный стенд посвящен учителям - участникам войны. Фотографии, записи воспоминаний ветеранов, их личные вещи, награды – все это хранится в музее.
 Экспозиция «Село в годы войны» состоит из двух частей «Односельчане – участники войны» и «Боевой путь Краснознаменной Верхнеднепровской ордена Суворова 2-й степени 32 стрелковой дивизии». Ценным материалом данной экспозиции являются письма с фронта, которые передала нашему музею дочь участника войны Тушина Вера Павловна. Ее отец погиб, а письма, в которых и его наказ своим детям, и тоска по семье, и вера в победу живы до сих пор. На самом видном месте - списки погибших односельчан. Одним из дорогих экспонатов является фотография, сделанная в 1942 году, когда колхозу села Борисоглеб вручали Переходящее знамя за высокие показатели в работе и за помощь фронту. Здесь же хранятся газетные статьи о 32-й стрелковой дивизии, информация о наградах, книга воспоминаний ветеранов дивизии.

Галерея замечательных людей

В данной экспозиции находится большой материал, рассказывающий о создании колхоза, трудовые книжки колхозников, материал о трудовых династиях, вырезки из газет, фотографии, воспоминания, письма. Здесь можно познакомиться с материалом о Слепове Иване Александровиче – вожаке сельской молодежи 30-х годов, впоследствии известном ученом - экономисте, заслуженном работнике культуры Украины; о Герое Социалистического Труда Чембаровой Прасковье Егоровне; о делегате одного из съездов партии Гераниной Евгении Ивановне и многих других.

Помимо экскурсий, традицией стало проведение в музее уроков мужества, уроков памяти, классных часов, встреч с ветеранами войны и труда, с интересными людьми.

Ещё одно направление деятельности музея: образовательная, культурно-просветительская работа.

Одной из главных задач является интеграция музея в учебно-воспитательный процесс. В музее проходят уроки по истории родного края, экспонаты музея приносятся на уроки, используются на внеклассных мероприятиях. Материалы музея используются учителями и учащимися для написания творческих работ на различные конкурсы. Так, на районную научно-практическую краеведческую конференцию «Отечество» регулярно выполняются работы учащимися на основании  материалов   музея. Традицией стало проведение Дней открытых дверей. В повестку классных родительских собраний включается посещение музея родителями. 

Важным направлением в работе музея является участие в различных конкурсах. Помимо участия в районных конкурсах актив музея проводит конкурсы в своём учебном заведении. Например, конкурс на лучшее сочинение о войне, конкурс на лучшую открытку для ветерана, на лучший рисунок «Я рисую войну», на лучший экспонат для музея. Участие в такой работе формирует чувство хозяина своей школы, причастности к общему делу, способствует воспитанию уважения к старшему поколению, развитию творческих способностей. Примечательно, что в конкурсах участвуют и родители школьников.

Активисты музея являются инициаторами патриотических акций. Так во время проведения акции "Дети - детям войны", ребята навестили каждого, кому выпала нелёгкая участь пережить войну, будучи детьми, поздравили с наступающим праздником Победы, вручили поздравительные открытки и прикололи на грудь гвоздики Памяти. Тронутые таким вниманием, ветераны со слезами на глазах, благодарили участников акции.

Активисты музея участвовали в социальном проекте «Георгиевская лента» в Борисоглебской больнице для пациентов отделения паллиативной помощи "Хоспис".

Активные участники Митинга ко Дню Победы, шествия Бессмертного полка, Дня памяти и скорби, школьных мероприятий, посвященных Дням воинской славы России, активисты музея и по сей день вплотную занимаются изучением истории родного края в предвоенный и военный период истории страны. Богатый и интересный материал оформляется в альбомы, стенды, выставки. Продолжается активная работа по сбору материала об учителях-участниках войны, созданию электронной картотеки. 

Запланировано издание брошюры «Воинский мемориал села Борисоглеб», в котором будут содержаться уточненные списки погибших односельчан, основанные на данных кандидата исторических наук Нефёдова Виктора Николаевича. Реставрируются альбомы, брошюры, стенды, посвященные ветеранам Великой Отечественной войны, проводятся экскурсии. 

Продолжается взаимодействие с родственниками ветеранов, большую помощь в работе музея оказывают библиотекарь Ольга Константиновна Лазарева, потомственные учителя Наталья Леонидовна Голованова, Людмила Леонидовна Митина, регулярно встречается с обучающимися школы и воспитанниками детского сада председатель Совета ветеранов Муромского района Валентина Ивановна Осипенко. 

В преддверии 75-летия Великой Победы историко-краеведческий музей «Исток» МБОУ Борис-Глебская СОШ выпустил видеоролик, посвященный одной из экспозиций музея: «Село в годы Великой Отечественной войны».

"Экскурсия"https://bor-gleb.vladimirschool.ru/site/pub?id=22

 

14.09.2021

Просмотров всего: , сегодня:

14.09.2021

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».